Основы прогнозирования деятельности фирмы

Написано admin в Январь 25, 2011. Опубликовано в Планирование

Прогнозирование – это вид деятельности, предполагающий описание возможных или желаемых аспектов в будущем.

Прогноз – это результат прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой формах.

Прогноз имеет следующие отличия от плана:

– прогноз составляется с большей долей неопределенности;

– при составлении прогноза используются более общие нормы и нормативы;

– прогноз носит информационный, консультативный характер, когда принятие решения при этом не обязательно.

На основе подходов,  разработанных в Финансовой академии при  Правительстве РФ, разработана следующая классификация прогнозов.

Виды прогнозов

Признаки классификации Виды
1. Временной охват долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные
2. Возможность воздействия на будущий результат пассивные и активные
3. Типы прогнозирования поисковые, нормативные, основанные на творческом видении
4. Степень вероятности будущих событий вариантные, инвариантные
5. Способ представления результатов прогнозов Точечные, интервальные
6. Территориальный охват глобальные, локальные, региональные
7. Широта охвата рынок в целом, рынок отдельных товаров и услуг

Поисковое прогнозирование – это способ научного прогнозирования от прошлого к будущему  на основе имеющейся информацию

Различают два  вида поисковых прогнозов: а) традиционное, когда предполагается непрерывное экономическое развитие; б) альтернативный подход базируется на том, что внутренняя и внешняя среда бизнеса постоянно меняется.

Оба вида опираются на количественные и качественные методы прогнозирования.

Нормативное прогнозирование предполагает  определение общих целей и стратегических ориентиров на будущий период и оценку развития фирмы, исходя из целей. Такой вид прогнозирования используется тогда, когда у предприятия отсутствует информация о прошлых периодах.

Вариантный прогноз основан на предположении  о наличии нескольких вероятных вариантов развития – сценариев. Инвариантный – предполагает только один вариант развития будущих событий.

Точечный прогноз, предполагает, что развитие включает единственное значение прогнозируемого показателя (среднегодовой оборот возрастет на 5%).

Интервальный – это предсказание будущего в некотором интервале (рост производительности  труда составит 1,7 – 2,3% в год).

Вся совокупность методов прогнозирования,   в зависимости  от степени однородности, может быть представлена двумя группами:

1. Простые, которые объединяет однородные по содержанию методы.

2. Комплексные – отражают комбинацию различных методов.

В зависимости от характера информации различают:

фотографические, которые базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии предприятия и соответствуют поисковому прогнозированию.

экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов – экспертов об объекте прогнозирования. Эти методы соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных  процессов.

комбинированные – включают методы со смешанной информационной основой.

Среди фотографических методов наиболее часто применяется группа  статистических методов:

1. Экстраполяция по скользящей средней может применяться для краткосрочного прогнозирования.

2.Прогнозирование на основе сезонных колебаний. Для сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности Iс. Индексный метод применяют  для составления объемных и качественных показателей, производительность труда, издержки производства, цена и др.

3 Метод линейной регрессии базируется на анализе взаимных переменных – у = а+bх.

Пример: определите убыток фирмы, если прогноз выручки от реализации составит

а =224 тыс.руб., если совокупные издержки на ед. продукции в = 97 руб., а прогнозируемый объем  у = 2000шт.

4.Экспертное прогнозирование применяется в тех случаях, когда отсутствуют статистические данные, тогда проводят исследования и на основе субъективных мнений экспертов составляют прогноз.

5. Метод составления сценариев: оптимистический, пессимистический и средний (наиболее вероятный). Составление сценариев происходит в несколько этапов:

5.1. Формулировка вопроса

5.2. Определение и группировка сфер влияния, т.е факторов, влияющих на будущее предприятия..

5.3. Установление критических (особо важных ) для предприятия показателей: увеличение производственной мощности на 3% и сокращение численности  при этом на 1,5%.

5.4.Формирование и отбор предложений, т.е.альтернативных вариантов с учетом вероятности наступления событий.

5.5.Анализ результатов на основе п.3,4.

5.6 Введение в сценарий разрушительных событий.

5.7 Принятие мер.

Сценарий в целом разрабатывается в процессе долгосрочного стратегического планирования.

6. Метод «дерева целей» широко применяется для прогнозирования развития науки, техники и технологии. Т.называемое дерево увязывает перспективные цели и задачи на каждом уровне  иерархии.

7. Матричный метод широко используется в маркетинговом планировании для оценки позиции предприятия на рынке (рассмотреть матрицу Мак – Кинси) и составить прогноз – сценарий.

8. Метод Дельфи является наиболее формальным и   часто используется пи планировании производства и сбыта. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов с помощью индивидуальной анкеты. Совпадающие мнения используются в качестве прогноза. Метод назван в честь дельфийского аракула в Древней Греции, но разработан он математиком Олафом Хельмером.

Успешность применения каждого метода зависит от конкретной ситуации, цели прогнозирования, горизонта прогнозирования, точности информации квалификации специалиста по прогнозированию.

Теги:,

Trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Войти

Новости

Изменить "Кол-во"
Ежедневный курс иностранной валюты ЦБ РФ на 20.03.2019
ВалютаКол-воРубль RUB
Продажа (руб.)
Доллар США USD
Евро EUR
Фунт стерлингов Соединенного королевства GBP
Use data from the cache