Процессный подход в системе менеджмента качества

Написано admin в 31 декабря, 2010. Опубликовано в Управление качеством

Процессный подход как принцип предполагает:

1)           Применение системы (сети) процессов, т.е. необходимо определить процессы, идентифицировать процессы, установить взаимодействие процессов.

2)           Менеджмент процесса, т.е. необходимость планировать качество процессов, обеспечивать, управлять и улучшать качество процессов.

Моделирование процессов может осуществляться посредством функциональной и статистической моделей.

Функциональная модель отвечает на вопросы:

– как установить и иерархически выстроить процессы, которые непосредственно определяют качество конечной продукции

-как определить входы и выходы процессов, т.е. их взаимосвязь.

-как идентифицировать каждый процесс по таким аспектам, как ответственность, ресурсы, документация

-документация (организационно-распорядительная документация, нормативы, методика и т.д.)

-комплекс показателей качества (что контролируется, как, как часто, как осуществить регистрацию этих показателей)

-место процесса в сети процессов (что подается на вход, откуда подается, что на выходе, куда подается).

Статистическая модель отвечает на вопросы:

-какие параметры процессов отвечают за качество продукции на выходе

– ранжирование параметров по значимости

-все ли параметры учтены

-можно ли улучшить процесс за счет внутренних резервов

-можно ли прогнозировать состояние качества продукции и процессов и принимать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия  (кд и пд)

Хозяин процесса– должностное лицо, несущее ответственность за ход и результаты процесса.

Ресурсы- это средства выделенные в распоряжение хозяину процесса для его проведения. Они включают оборудование, производственное, контрольно-измерительное, офисное и др., персонал, помещения, среду, транспорт, связь, материалы и т.д.(финансы и документы).

Параметры процесса– это характеристики (информация), по которым хозяин процесса или высший руководитель могут судить о том, как эффективно выполняется процесс и достигаются запланированные результаты

Потребитель– это потребитель результатов процессов, степень удовлетворенности которого также предназначена для оценки эффективности процесса

Входы процесса– это входные объекты(сырье, продукция, комплектация, услуга информация) которые преобразуются в выходы процесса в ходе выполнения процесса. Часто входы одного процесса являются выходами другого

Выходы процесса– это продукция, информация или услуга, ради которых существует процесс

Сеть процессов организации– это объединенные, взаимосвязанные и взаимосогласованные процессы, организованные в единую систему

Процесс – любая деятельность преобразующая входные ресурсы в конечный продукт на выходе.

Каждый процесс при декомпозиции может быть разбит на некоторое количество подпроцессов, выполнение которых приводит к получению на выходе процесса продукцию с заданными параметрами.

Виды процессов.

Классификация процессов является важным этапом анализа деятельности организации.

Процессы организации можно разбить на 4 группы:

1.основные;

2.вспомогательные

3.внешние

4.внутренние

Основные процессы

Основные процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации проекта, затем в виде материального объекта (деталей, товара, услуги и т.д.)

В качестве схемы для выделения основных процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции(ЖЦП).

В зависимости от особенностей конкретной организации выбираются те процессы, которые есть в этой организации.

При этом целесообразно соблюдать следующие правила:

1) данный перечень не является обязательным и полным; названия процессов в конкретных организациях могут не совпадать с приведенными на рисунке; процессы можно объединять и исключать в зависимости от конкретных целей и особенностей организации; в данном случае важна суть дела: через основные процессы проходит производимая продукция или услуги и их компоненты (маркетинг, проект, входящие материалы и др.)

2) основные процессы должны быть не более чем 7  2 процесса, потому что эта цифра исходит из того, что высший руководитель как любой человек не может эффективно руководить и воспринимать информацию от большего количества основных направлений деятельности.

3) при выделении процессов необходимо назначить лиц, ответственных за их результативность (хозяин процесса). Каждый процесс должен иметь только одного хозяина.

4) чтобы хозяин мог влиять на ход процесса и его результативность, ему должны быть выделены все необходимые ресурсы и полномочия и установлены показатели эффективности процесса; по этим показателям, в том числе и экономическим, хозяин должен регулярно отчитываться перед высшим руководством о результатах своей деятельности.

Вспомогательные процессы

Кроме основных процессов в организации существуют и вспомогательные процессы. Эти процессы напрямую не контактируют с продуктом и предназначены для обеспечения нормального функционирования основных процессов.

К таким процессам относятся:

1-    процессы подготовки, аттестации и обучения персонала;

2-    процессы управления документацией(устанавливают порядок разработки, утверждения и ведения документации, регламентирующей деятельность организации и её отдельных подразделений);

3-    процессы обеспечения.

Вспомогательные процессы обеспечивают работу основных процессов (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами и производственной средой, обеспечение работы офиса, информационное обеспечение, обеспечение финансовой поддержки, управление окружающей средой, пиар деятельность, связь с общественностью, и т.д.)

При выделении вспомогательных процессов действуют похожие правила:

1)деятельность и персонал вспомогательных процессов не работают с продукцией, а обеспечивают работу основных процессов;

2) количество вспомогательных процессов не должны быть более чем 52

(причины как и в осн.)

3) , 4) те же что и для основных процессов.

Внешние и внутренние процессы

Деление процессов на внешние и внутренние можно осуществлять по степени взаимодействия подразделений организации с внешними поставщиками.

Процесс следует считать внутренним, если на всех его стадиях задействованы только подразделения организации и используются только внутренние ресурсы.

Внешние процессы могут использовать как внешние, так и внутренние ресурсы. Входы и выходы внешних процессов обязательно должны быть привязаны к внешним потребителям.

Trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Войти

Новости

Полезное

Изменить "Кол-во"
Ежедневный курс иностранной валюты ЦБ РФ на 16.06.2021
ВалютаКол-воРубль RUB
Продажа (руб.)
Доллар США USD
Евро EUR
Фунт стерлингов Соединенного королевства GBP
Use data from the cache